ЛЕСНИНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Том XL, С. 610-611
опубликовано: 16 июня 2020г.

ЛЕСНИНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Леснинская икона Божией МатериЛеснинская икона Божией Матери(Леснянская) (празд. 8, 14 сент. и в день Св. Троицы), чудотворный образ, обретенный в Холмской Руси, почитается православными и католиками. Существуют 2 версии сказания об иконе - русская и польская. В них одинаково изложены обстоятельства обретения Л. и.: 14 сент. 1683 г. пастухи из с. Лесны (ныне Лесьна-Подляска Люблинского воеводства, Польша) пригнали скот на привычное для полуденной стоянки место близ села - «окопы» (холм с остатками земляных укреплений, к-рые связывают со временем похода крестоносцев на Ливонию в XIII в.). В лесу в ветвях грушевого дерева они увидели окруженную сиянием икону Божией Матери (тема обретения иконы на грушевом дереве на территории совр. Белоруссии встречается неоднократно: в частности, впервые - в истории Жировицкой иконы (кон. XV в.), в сер. XVIII в.- Васьковской иконы). О находке пастухи рассказали односельчанам и священнику. Икону сняли с дерева и перенесли в Лесну. В обеих версиях приведены имена пастухов: Александр Стельмащук и Мирон Макарук (польск.- Макарчук), в польском варианте указан их возраст - 9 и 10 лет соответственно.

Далее версии расходятся. Согласно русской, икона была поставлена в доме Макаруков. Оттуда ее перенесли в с. Буковичи (ныне Буковице, Польша) в правосл. Свято-Троицкую ц. (построена в кон. 70-х гг. XVI в., приход упразднен в 1859, к этому времени церковь пришла в запустение; вид церкви см. в кн.: Петров. 1887. Ил. на с. 69). Е. Поселянин дополняет местное предание: из дома Макаруков икону взял и присвоил «один соседский польский помещик… но под влиянием различных несчастий… он решил передать ее в ближайшую православную церковь села Букович, в двух верстах от Лесны» (Поселянин Е. Богоматерь. С. 592). Одним из первых чудес считается событие, когда на месте обретения иконы забил источник. К иконе началось паломничество, и она стала основным источником доходов церкви в Буковичах. Однако обладание иконой в условиях гонения на Православие и насаждения католицизма на Холмщине находилось в плоскости не столько приносимых иконой доходов, сколько усиления влияния Церкви.

Согласно польск. версии сказания, Л. и. пребывала в Буковичах (без упоминания о том, что она находилась в правосл. церкви) до тех пор, пока владелец имения римо-католик Михаловский не построил в принадлежавшей ему же Лесне на месте явления образа деревянный костел «на окопах», где в 1686 г. оказалась Л. и.

В рус. версии сообщается, что «передача» иконы не отличалась мирным характером: ксендзы «возбудили спор об иконе», затем Михаловский, «ворвавшись в церковь с гайдуками… захватил икону и перенес ее в леснинский костел» (Петров. 1887. Прил. С. 11). В изданной Холмским правосл. церковным Богородицким братством брошюре о Л. и. указано, что инициатором изъятия у православных иконы был леснинский ксендз Яницкий (см.: Фратеркулюс. 1883. С. 295). Он стал сразу фиксировать чудеса от иконы и сделал за время своего настоятельства в костеле ок. 500 записей. Спустя 14 лет он добился назначения комиссии по обследованию чудес от иконы. 24 нояб. 1700 г. католич. еп. Луцкий и Брестский Францишек Миколай Пражмовский объявил икону чудотворной. В 1716 г. польский кн. Кароль Станислав Радзивилл украсил образ золотыми венцами (исчезли в 1812, во время французского нашествия). С 1752 г. Лесна стала центром парафии монахов католического ордена паулинов с чудотворной иконой в новом костеле (1731-1758) и образованном при нем мон-ре.

Представители Холмского православного братства в исследовании об иконе подчеркивали, что дата объявления иконы чудотворной не стала официальным днем ее празднования, католики и униаты продолжали приходить на поклонение к иконе в дни православных праздников: 8 сент., в Рождество Пресв. Богородицы и 14 сент., когда отмечается Воздвижение Креста Господня (Там же. С. 296). Кроме того, в сборник ксендза Яницкого чудо о перенесении иконы ангелами из Буковичей в Лесну было включено спустя 30 лет, что можно рассматривать как попытку т. о. обосновать появление иконы у католиков (Там же. С. 295).

В 1863 г. мон-рь монахов-паулинов стал местом собраний мятежников во время Польского восстания и распоряжением российского правительства был упразднен (богослужения в костеле продолжали совершать); за агитацию перехода в католичество в период очищения униат. обряда (1865-1875) костел был передан православным. Была возвращена также Л. и., явленная «для ободрения и утешения тамошним православным» (Петров. 1887. С. 118). 25 апр. 1884 г. при леснинском храме была учреждена Свято-Богородицкая жен. община, преобразованная в авг. 1889 г. в Леснинский Богородицкий женский мон-рь Бывший костел перестроили и освятили в честь Воздвижения Креста Господня, поставили низкий 2-ярусный иконостас, к-рый не скрывал чудотворную икону, находившуюся в алтаре на Горнем месте (очевидно, местоположение Л. и., а также ее убранство, сложившиеся при паулинах, были сохранены). Она помещалась «в высокой, двухсаженной нише, имеющей вид католического алтаря, с колоннами по бокам», ниша была украшена «двумя большими золоченными херувимами и множеством различных золотых и серебряных привесок» (Поселянин. Е. Богоматерь. С. 593). Икона представляет собой каменную пластину овальной формы темно-пурпурного (гематитового) цвета, на которой в невысоком рельефе вырезан образ Божией Матери с Младенцем на правой руке (тип «Одигитрия»). Фон средника неровный, края овального поля гладкие. По типологии Л. и. восходит к произведениям белорусской мелкой пластики XV в., одним из самых известных примеров является Жировицкая икона Божией Матери. Однако в отличие от других таких икон, подобных камеям или нагрудным образкам, Л. и. имеет значительно большие размеры (ок. 40 см в высоту). Лики хорошо сохранились, они проработаны четкими уверенными линиями и не утратили пластичность при попытке передать в плоском рельефе объем с помощью легкой асимметрии. Характерными чертами (гл. обр. в лике Богоматери) являются укороченный нос, припухшие веки, рисунок губ - Л. и. близка к произведениям белорус. иконописи сер. XVI в., которая еще сохраняла узнаваемость византийских образцов, но осваивала и средства западноевроп. живописи.

На иконе сохранился убор кон. XIX в. Серебряный с позолотой и украшенный камнями чеканный оклад закрывает фигуры Богородицы и Христа по контуру, оставляя открытыми лики; из того же материала выполнены венцы на головах и рама, обрамляющая икону по краю. Икона вложена в раму-киот с широкими исходящими лучами и венцом в верхней части.

События первой мировой войны прервали историю Леснинского монастыря на Холмщине: в 1915 г. проживавшие в мон-ре (более 600 учащихся и учителей и ок. 500 монашествующих) были эвакуированы. Л. и., подготовленную к эвакуации еще в кон. 1914 г., отправили в Петроград на Леснинское подворье; часть сестер нашла приют в Новодевичьем в честь Воскресения Христова и в прп. Иоанна Рильского мон-рях в Петрограде. После Октябрьской революции 1917 г., взяв с собой главную святыню мон-ря, они были вынуждены бежать в Кишинёвскую епархию в Жабский женский мон-рь (в совр. с. Жапка Флорешсткого р-на, Республика Молдова), в 1920 г. нашли ненадолго пристанище в мон-ре Кувеждин, затем - в мон-ре Хопово на Фрушка-Горе (Королевство сербов, хорватов и словенцев; совр. Сербия), с 1943 г.- в Белграде. К 1949 г. положение обители в Белграде осложнилось настолько, что было принято решение искать новое убежище. На вывоз иконы за пределы Югославии требовалось разрешение правительства. Во время осмотра Л. и. представителями специальной художественной комиссии в домовом храме обители игум. Феодора призвала сестер к молитве: задержание святыни делало невозможным перемещение мон-ря. Разрешение было получено, и летом 1950 г. сестры отбыли во Францию, сначала в Фуркё под Парижем, а в окт. 1967 г. в Шовенкур-Провмон (деп. Эр). Икону поместили в часовню при доме монастыря, в 1968 г., в день празднования Л. и., приходящийся на Воздвижение Креста Господня, был освящен монастырский храм, куда и была перенесена икона. В наст. время Л. и. пребывает в специально устроенном деревянном резном киоте справа от клироса.

Сведения о Л. и. вошли в общецерковный оборот только в кон. XIX в. В 1665 г., т. е. до явления иконы, был опубликован 1-й свод правосл. икон (архиеп. Иоанникий (Галятовский), «Небо Новое»), к-рый стал основой для последующих подобных работ 1-й четв. XVIII - сер. XIX в. В этот период икона находилась у католиков в условиях, когда большая часть населения Холмщины была склонена в униатство; т. о., вплоть до 80-х гг. XIX в. практика почитания православными иконы была пресечена и возобновилась только после возврата чудотворной святыни в 1875 г. и учреждения в Лесне правосл. мон-ря. С этого времени информация о Л. и. появилась в отдельных изданиях, посвященных монастырю, и в сводах икон (см., напр.: Снессорева. Земная жизнь Пресв. Богородицы. С. 322-323; Сергий (Спасский). Месяцеслов.Т. 3. С. 661).

Акафист Л. и. составила в годы после Октябрьской революции в Петрограде насельница монастыря мон. Анастасия. Описания чудес, происшедших от Л. и. (многочисленные исцеления и даже воскрешение младенца), были опубликованы в 1900 г. прот. Николаем Страшевичем, наиболее ранние из них, очевидно, относятся к кон. XVII в.; запись чудес была возобновлена насельницами Леснинского монастыря (см.: Свято-Богородицкий Леснинский монастырь. Мадрид, 1973), продолжается и в наст. время.

В правосл. ц. арх. Михаила (св. Анны) в дер. Ст. Корнин (совр. с. Стары-Корнин Подляского воеводства, Польша) находилась чудотворная Корнинская икона Божией Матери (1709), которая, по сведениям историков XIX в., была копией Л. и. Эта икона также славилась чудесами исцелений: «...до воссоединения униатов, при церкви (тогда униатской) хранилась… масса костылей, оставляемых больными, после получения пред иконой исцеления» (Покровский Ф. В. Археологическая карта Гродненской губ. Вильна, 1895. № 71); в кон. XIX в. в церкви находились кандалы, упавшие с ног невинно осужденного после молитвы пред иконой (Там же).

В наст. время в Лесьна-Подляска в костеле находится еще одна копия Л. и., к-рую католич. паства считает той самой, явленной в 1683 г. иконой. Однако с художественной т. зр. «вторичный» характер исполнения иконы, не несущей определенных стилистических черт эпохи в отличие от иконы из Шовенкур-Провмона, свидетельствует против этого предположения.

Лит.: Фратеркулюс (псевд., Лебединцев Ф. Г.). Явление чудотв. иконы Богоматери в Лесне, в связи с др. совр. событиями на Руси // Киев. старина. 1883. Т. 7. № 9/10. С. 294-297; Петров Н. И. Холмская Русь: Ист. судьбы рус. Забужья. СПб., 1887. С. 118, ил. на с. 173. Прил. С. 11-12, 45; Рус. паломник. 1887. № 3. С. 15; Поселянин Е. Богоматерь. С. 591-593; Православные рус. обители. С. 633-635; Маевский В. Лесна, Хопово - Фуркё: Подвижницы любви. Сан-Паулу, 1962.
Э. В. Шевченко
Рубрики
Ключевые слова
См.также